Главные новости » Наука и технологии » Ученые нашли следы одного из крупнейших взрывных извержений в Эгейском море

Ученые нашли следы одного из крупнейших взрывных извержений в Эгейском море

Греческий архипелаг Санторини состоит из остатков мощного вулкана. Члены международной экспедиции нашли свидетельства одного из крупнейших извержений, когда-либо зарегистрированных на юге Эгейской дуги.

В своей статье, опубликованной в журнале Communications Earth & Environment, они описывают недавно обнаруженное гигантское отложение пемзы, взятое с морского дна в семи прибрежных участках вокруг острова Санторини. Это показывает, что вулканическое поле Кристиана-Санторини-Колумбо в далеком прошлом было гораздо более взрывоопасным, чем считалось ранее.

Вулканическое поле в Эгейском море в Греции представляет собой 60-километровую цепь из более чем 20 вулканов, большая часть которых находится под водой. Это считается особенно опасным, поскольку вулканы там уже неоднократно извергались, некоторые из которых были очень взрывоопасными.

«Например, извержение Санторини в позднем бронзовом веке около 3600 лет назад, вероятно, спровоцировало падение минойской цивилизации на Крите — важное событие как для вулканологии, так и для археологии», — говорит вулканолог Штеффен Каттерольф из Центра океанических исследований GEOMAR имени Гельмгольца в Киле.

Вместе с доктором Тимоти Друиттом из Университета Клермон-Овернь он возглавил экспедицию на Санторини. Международная группа ученых обнаружила вокруг острова новое месторождение, что указывает на гораздо более крупное подводное извержение, произошедшее около 520 000 лет назад.

«Вновь обнаруженное месторождение туфа имеет объем более 90 кубических километров и толщину до 150 метров. Это делает его в шесть раз больше, чем отложения пирокластических потоков Минойского извержения, и в десять раз больше, чем отложения извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай 22 января 2022 года», - сказал Каттерольф.

Пирокластические потоки — это потоки горячего пепла, камней и газа, которые, в случае недавно нанесенного на карту события на Санторини, возникли в то время из подводного вулкана и превратились вместе с водой в мутные потоки и грязь. Эти потоки перенесли большое количество вулканического материала на расстояние до 70 километров в окружающие морские бассейны. Слои горных пород от этого извержения также были обнаружены на трех соседних островах.

Для расшифровки извержения использовались различные методы. Каттерольф говорит: «Первые датировки и оценка глубины воды, на которой произошло извержение, стали возможными непосредственно на борту благодаря микропалеонтологии». Микрофоссилии (фораминиферы), геологический возраст которых и предпочтительные глубины воды известны, были обнаружены непосредственно над и под отложениями пемзы.

На борту также были определены физические параметры, такие как плотность и пористость. Затем химический состав пробуренных образцов был проанализирован с помощью электронного микрозонда GEOMAR, специального сканирующего электронного микроскопа.

«Образец бомбардируется электронным лучом диаметром 0,01 миллиметра. Это дает информацию о том, сколько химических элементов, таких как кремний, железо или магний, содержится в закаленной магме», - отмечают ученые. Это позволило точно связать отложения с их расположением на морском дне, что, в свою очередь, помогло определить их распространение и толщину и, в конечном итоге, размер извержения, используя сейсмические изображения морского дна.

Несмотря на эту взрывную историю, исследователи сходятся во мнении, что очень маловероятно, что это вулканическое поле испытает еще одно извержение такого масштаба в ближайшем будущем. «Но знание прошлого также является важным строительным блоком для предсказания будущего», — говорит Каттерольф.