Окаменелые желудки дают представление о рационе птерозавров юрского периода
Птерозавры правили небесами в эпоху динозавров. За миллионы лет они эволюционировали в огромное разнообразие форм, включая гигантские виды с размахом крыльев до 12 метров. Но мало что известно о том, как и чем питались эти птерозавры.
Удивительное открытие окаменелого содержимого желудков двух видов птерозавров, Dorygnathus и Campylognathoides, из ранней юры юго-западной Германии дало новые сведения об их рационе и пищевом поведении.
Сэмюэль Купер, палеонтолог из Государственного музея естественной истории Штутгарта, исследовал окаменелости и проанализировал останки в желудках рептилий вместе с коллегами из Университета Портсмута в Великобритании, профессором Дэвидом Мартиллом и Роем Смитом.
Результаты, опубликованные в журнале Journal of Vertebrate Paleontology, показывают, что птерозавр Dorygnathus питался мелкой рыбой, а Campylognathoides — доисторическими кальмарами. Это старейшее и первое в мире явное свидетельство потребления кальмаров птерозаврами многое говорит исследователям об образе жизни, экологии и эволюции животных.
Образцы Dorygnathus и Campylognathoides, которым около 182 миллионов лет, происходят из сланца Posidonia в районе Хольцмадена в Баден-Вюртемберге в Германии. До сих пор ничего не было известно о рационе птерозавров этого периода.
Замечательная находка является первым свидетельством разного рациона питания двух разных видов птерозавров в одной и той же среде обитания. «Окаменелое содержимое желудка многое говорит нам об экосистеме того времени и о том, как животные взаимодействовали друг с другом. Для меня это свидетельство останков кальмара в желудке Campylognathoides поэтому особенно волнительно.
«До сих пор мы были склонны предполагать, что он питался рыбой, подобно Dorygnathus, в содержимом желудка которого мы обнаружили мелкие рыбьи кости. Тот факт, что эти два вида птерозавров питались разной добычей, показывает, что они, вероятно, были специализированы на разных диетах», - сказал Сэмюэль Купер. «Это позволило Dorygnathus и Campylognathoides сосуществовать в одной среде обитания без особой конкуренции за пищу между двумя видами».
Ископаемое содержимое желудков, представляющее последнюю трапезу этих животных, встречается крайне редко. Вероятно, это связано с тем, что птерозавры переваривали пищу очень быстро, поскольку дополнительный вес в желудках влиял на их способность летать. Dorygnathus и Campylognathoides были похожи на современных морских птиц. Они летали над водами теплого субтропического моря, которое затопляло Южную Германию в юрский период и было их источником пищи.
«Невероятно редко удается найти птерозавров возрастом 180 миллионов лет, сохранившихся вместе с содержимым их желудков, и это дает неопровержимые доказательства рациона питания птерозавров. Это открытие дает уникальную и захватывающую возможность заглянуть в то, как жили эти древние существа, что они ели и в каких экосистемах они процветали миллионы лет назад», — сказал профессор Дэвид Мартилл из Школы окружающей среды и наук о жизни Университета в Портсмуте.
Два изученных птерозавра являются частью обширной палеонтологической коллекции Государственного музея естественной истории Штутгарта. В рамках исследовательского проекта «Палеобиология позвоночных в сланце Посидония» музей повторно исследовал многочисленные окаменелости этого периода. В ходе этого исследования было обнаружено содержимое желудков двух птерозавров.
Сланец Посидония — это приблизительно 182-летняя формация черного сланца в Юго-Западной Германии, известная своими исключительно хорошо сохранившимися и разнообразными окаменелостями. Ископаемая фауна этого периода включает в себя широкий спектр животных, включая беременных ихтиозавров с сохранившимися эмбрионами, длинношеих плезиозавров, морских крокодилов, различных крупных рыб, ракообразных, каракатиц, аммонитов и птерозавров. Вместе они представляют собой один из самых полных и уникальных снимков морской жизни ранней юры.
Окаменелые мягкие части, такие как содержимое желудка или кожа, встречаются очень редко, поскольку они могут сохраняться только в особых условиях окружающей среды. На морском дне сланцев Посидония было мало кислорода, что привело к хорошим условиям сохранности. Кроме того, очень мягкий ил гарантировал, что мертвые животные быстро погружались в ил без падальщиков или водных потоков, которые могли бы уничтожить их останки.
Обсудим?
Смотрите также: